Ботик Петра I

Ботик

Царская находка


Летом 1688 года во время путешествия 16-летнего наследника по царским усадьбам в окрестностях Москвы произошло событие, которое имело грандиозные последствия для России.
Оно описано самим Петром I в предисловии к морскому уставу.
Парусное судно не может идти против ветра.
Судно достигает пункта назначения двигаясь зигзагом; попеременно правым галсом (ветер в правый борт) и левым галсом (ветер в левый борт).

Движение под острым углом к ветру возможно тогда, когда парус установлен под углом 20-25 градусов к ветру. Тогда при обтекании паруса воздушным потоком из-за разности давлений по сторонам его возникает сила F, которая подобна подъемной силе, действующей на крыло самолета. Сила F раскладывается на силу тяги F1, увлекающую судно вперед, и силу дрейфа F2.
При встречном и боковом ветре парус работает как крыло, при попутном как парашют.

Будучи любознательным, Петр в одном из амбаров льняного двора в Измайлово обнаружил "некое иностранное судно".
Его наставник и учитель геометрии и фортификации Франц Тиммерман объяснил, что это "английский бот, который используется при кораблях для езды и возки". Особенно удивили Петра слова о том, что судно "ходит по ветру и против ветру".
Он распорядился починить бот.
Карштен Брандт, также выходец из Голландии, установил мачту и паруса, затем "по реке Яузе при ЕГО ВЕЛИЧЕСТВЕ лавировал, что ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ паче удивительно и зело любо стало".
Карштен Брандт был призван задолго до того царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра, для строительства морских судов на Каспийском море.
Удивление наследника с годами переросло в желание создать флот.
Опыт строительства судов на Каспийском море показывал необходимость подготовки и судостроителей, и моряков.
Для этого было предпринято великое посольство в Европу.
Имея подготовленных людей, Петр I строит флот в Воронеже, одерживает победы над турками в Азове; строит Балтийский флот, одерживает морские победы над Швецией.
А все началось с обнаруженного судна.
Петр I называл его "дедушкой русского флота".