Корабли Балтики

Гостиный двор и биржа

Старые здания биржи и гостиного двора на Малой Неве. 18-й век. Санкт-Петербург.

В 18-м веке издана серия гравюр с видами Санкт-Петербурга, на каждой из них - река Нева. Когда рассматриваешь их, поражает обилие кораблей. Это и отечественные военные парусники и иностранные торговые суда под флагами различных стран.

Как пишет Гранков Л.М. в диссертации "Морской торговый флот и внешнеторговая политика России..." в силу "объективных причин до 2-й половины 19-го века основная масса товаров российского экспорта и импорта перевозилась на западноевропейских судах. Попытки создать мощный коммерческий флот в 18-м веке не дали результатов из-за сильной конкуренции крупнейших флотов стран западной Европы", которых такое положение устраивало. Но главным препятствием было то обстоятельство, что дворянам, которые могли выезжать за рубеж, сословные предрассудки не позволяли заниматься коммерческой деятельностью, а российские купцы не стремились интегрироваться в европейский рынок, ограничиваясь фрахтом судов и прибрежной торговлей в пределах империи. Все это привело к тому, что "отечественный флот не обеспечивал потребности внешней торговли страны".

Для перевозок сельскохозяйственной продукции в условиях прибрежного плавания наиболее подходил определенный тип судна. Такелаж этого судна представлен гросс-мачтой с закрепленной стеньгой, упрощенной бизань-мачтой и размещенным на переднем штевне бушпритом. В 18-м веке изготавливались суда грузоподьемностью от 80 до 120 тн. В 19-м веке начали строить суда большего водоизмещения.

На гравюре 18-го века(см. верх страницы) видны суда такого типа, которые стоят на разгрузке возле причала старой биржи и гостиного двора на Малой Неве. Вдали видна еще неоформленная стрелка Васильевского острова, Биржевого моста еще нет.